ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LV, С. 493-497
опубликовано: 29 февраля 2024г.

ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска). Основан в 1-й пол. XVII в. на месте гибели преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских. Сведения об устроении П. П. м. содержатся в краткой редакции «Сказания о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Вассиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев» (60-70-е гг. XVII в.). В марте 1617 г. близ часовни, поставленной 12 июня 1599 г. над захоронением преподобных Вассиана и Ионы, поселился некий старец. По позднему преданию, это был постриженик Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря инок Иоасаф († 7 марта 1649), кормившийся «от подаяния» богомольцев, приходивших для поклонения мощам преподобных, «а более от пристававших к берегу для спасения во время морских бурь» (Макарий (Миролюбов). 1881. С. 3). Вскоре к нему собралась братия: Савватий, Дионисий (Сорока), священноинок Ефрем и мирянин Косма с сыном. В обители были построены кельи, позже - деревянная церковь, освященная 24 сент. 1623 (по др. сведениям - 1619) г. в честь Преображения Господня.

Пертоминский монастырь. Фотография. 1886 г.Пертоминский монастырь. Фотография. 1886 г.Старейшим вкладом в П. П. м. считается грамота от 15 янв. 1620 г. 2 вдов, И. и Е. Якимовых, из с. Луды на пожни в окрестностях мон-ря, принадлежавшие покойным супругам. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 11 июня 1621 г., направленной воеводе кн. Д. П. Пожарскому, обитель, где подвизались 12 чел., получила пахотную и сенокосную земли. В 1622-1624 гг. П. П. м. приобрел у А. Т. Осорьина 2 двора с лавками в Архангельске, а затем некоторые окрестные земли (Приклонский. 1927. С. XIV, 3-6).

19 июня 1636 г., после прошения строителя Иосифа († 1657), царь пожаловал мон-рю 50 р. «на церковное строение в поминовение... по отце своем» патриархе Московском и всея Руси Филарете (Романове). По благословенной грамоте от 5 марта 1637 г. митр. Новгородского и Великолуцкого свт. Аффония в П. П. м. был возведен деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы (1637) с приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В 1654 г. окольничий и двинский воевода Ф. В. Бутурлин († 1673) вложил в мон-рь образ Божией Матери, с предстоящими Ростовскими святыми, «обложенный венцами и цатами басменными», и икону Божией Матери «Одигитрия» с «таковым же окладом», покровы на богослужебные сосуды «из двоеличной камки с золотыми крестами, обшитые немецкими кружевами» (Макарий (Миролюбов). 1881. С. 5, 10, 12; Добровольский. 1894. № 18. С. 501).

Успенский собор. 1683–1692 гг. Фотография. 1886 г.Успенский собор. 1683–1692 гг. Фотография. 1886 г.В 1655 г. указом патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) П. П. м. был приписан к Кий-Островскому Крестному Онежскому мужскому монастырю. Расцвет обители наступил при строителе (1675-1689) игум. Михаиле (Харзееве), бывшем служителе домовой церкви митр. Новгородского и Великолуцкого Корнилия. Игум. Михаил подал челобитную патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову), в к-рой просил об «отводе» П. П. м. от Крестного мон-ря, т. к. Пертоминская пуст. «нерадением до конца опустела, и церкви Божии стоят без пения много времени и священника в ней нет местного», а «чудотворцы Вассиан и Иона в той пустыне лежат в конечном презрении» (Приклонский. 1927. С. XVI, 21). Грамотой патриарха Иоакима от 11 марта 1675 г. мон-рю вновь была предоставлена самостоятельность.

Во время многочисленных поездок в Москву игум. Михаилу удалось установить тесные контакты с царским двором, в результате чего П. П. м. получил ряд льгот: 15 июля 1678 г. для братии «повелено выдать от царских щедрот 50 четвертей ржи»; 9 июня 1680 г. и 14 апр. 1681 г. грамотами царя Феодора Иоанновича мон-рю пожалованы слюдяные промыслы в Кольском у.; 5 марта 1683 г. цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич повелели «по все годы не отписываясь, без всякой волокиты, из доходов Архангельского города» выдавать настоятелям и братии «денежного жалованья по три рубли, хлеба по три чети, муки ржаной по полу-осмине, круп освяных, гороху, толокна по полу-осмине, по осмине солоду ячного» и проч. (Добровольский. 1894. № 17. С. 470-471; Приклонский. 1927. С. 22-24, 30-33). За П. П. м. закреплялись земли на Красной Горе, по рекам Луде, Кинжуге, Чухче, Нёноксе, Сосновке, Сюзьме, по ручьям Красному, Каменному, Ратоминскому, Волоцкому, Гладкому, Ягодному, Крадыкину, Аристову. Обители принадлежали зверобойные промыслы и рыболовные тони. Красная Гора с соляной варницей являлась главным хозяйственным центром монастыря, причем обители предоставлялось право на беспошлинную торговлю солью. 1 дек. 1684 г. полковник С. Д. Ружинский «за отпущение грехов» передал П. П. м. в Архангельске новопостроенный хозяйственный двор с летними и зимними избами, лавками, чуланами и погребами. По описи 1687 г., за оградой мон-ря был устроен кирпичный завод, а на морском берегу - большой 2-скатный амбар и «целый парусный флот» - 18 судов, в т. ч. 2 новые «лодки-корелки», 2 дощаника и 2 больших карбаса (Приклонский. 1927. С. XIX-XX, XXIII, 43-44).

От царской семьи в П. П. м. поступили драгоценные вклады: царица Евдокия Лукьяновна (урожд. Стрешнева) пожертвовала царские врата и сень, «писанную на золоте» (1646), цари Иоанн и Петр Алексеевичи - серебряные сосуды (1689), царевна Татьяна Михайловна - напрестольный серебряный позолоченный крест-мощевик, обложенный «зернистым жемчугом» (20 апр. 1680), «в вечное поминовение по душе сестры» Ирины Михайловны «неотъемлемо» (Макарий (Миролюбов). 1881. С. 10-11).

Благодаря значительным льготам и пожертвованиям в П. П. м. развернулось храмовое строительство. При игум. Михаиле по благословенной грамоте митр. Новгородского Корнилия от 28 янв. 1679 г. на месте обветшавшей была построена и 28 сент. 1684 г. освящена новая деревянная клетского типа ц. Преображения Господня с приделом вмч. Феодора Стратилата. С 3 сторон к ней примыкала крытая паперть. В храм вели 3 лестницы с рундуками, зап. вход перекрывала деревянная бочка с лемехом; три входные двери «расписаны краски» (ГААО. Ф. 60. Оп. 1. Д. 105. Л. 1 об.; Оп. 3. Д. 16. Л. 1 об.).

По грамоте от 26 февр. 1683 г. царей Иоанна и Петра Алексеевичей, выданной архиеп. Холмогорскому и Важскому Афанасию (Любимову), в обители был возведен и в окт. 1692 г. освящен каменный 3-этажный 5-главый теплый Успенский собор (строитель - подмастерье Артемий Постовалов). Для его сооружения из царской казны были пожалованы материалы (кирпич, известь, железо) и денежные средства. Согласно описи 1703 г., «пред западными дверми» находились паперть и всходы: «А в северную сторону всходы каменные ж, о пяти главах. Главы обиты чешуею древянною. Алтарь выпускной тройной». При храме имелись «келарская и гостиная палаты каменные» и «всходная наверх лестница в ризную палатку», где хранились священные сосуды, книги и др. К храму примыкала трапезная, свод к-рой поддерживали 2 столба. Под церковью и трапезной располагались «хлебня» и «поварня», погреба и кладовые. К 1834 г. при Успенской ц. имелись кельи. В «строительной» келье хранились 2 портрета имп. Петра I, портрет имп. Елизаветы Петровны, «сидящей на коне, попереди арап», а в келье под казначейской палатой - портрет имп. Анны Иоанновны «в черных рамах» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 302; Ф. 60. Оп. 1. Д. 105. Л. 7). На верхнем этаже устроены 2 просторные палаты для б-ки и архива. Иконы для Успенского храма писали мастера артели иконописцев из вотчин Крестного монастыря под рук. Михаила Алексеева. В 1692 г. холмогорский иконописец Павел Копытов со столяром Панфилом работал над золочением иконостаса и царских врат.

17 дек. 1689 г. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) отрешил от должности игум. Михаила «за разныя преступления», в т. ч. за разграбление монастырской казны. При новом игум. Лаврентии, летом 1692 г., деревянную Успенскую ц. (1637), стоявшую рядом с одноименной каменной, разобрали «на дрова» и «над престольным... местом» построили «каморочку на четыре угла рубленную», увенчанную крестом (Добровольский. 1894. № 17. С. 467).

1 июня 1694 г., во время шторма, близ П. П. м. потерял управление бот «Святой Петр», на к-ром из Архангельска на Соловецкие острова плыл царь Петр I с боярами и архиеп. Афанасием (Любимовым). Только благодаря опытности кормчего, нюхонского крестьянина Антипы Панова, 2 июня бот, преодолев опасные для судоходства Унские рога, причалил к берегу рядом с мон-рем. В память об избавлении от гибели царь собственноручно срубил и установил на берегу 3-метровый крест с надписью: «DAT // KRUIS MAKEN // KAPTEIN PITER // VAN. A. CHT. // 1694.» (Сей Крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694) (О высочайших пришествиях. 1783. С. 47). В кон. XVIII в. этот крест «за подгнитием» был перенесен в монастырский Успенский собор, в апр. 1805 г. по повелению имп. Александра I Павловича - сначала в Кегостровский приход, а 29 июня того же года крестным ходом во главе с еп. Евлампием (Введенским) - в кафедральный Свято-Троицкий собор Архангельска. При этом еп. Евлампий был облачен в саккос, пожалованный царем архиеп. Афанасию (Любимову). В соборе для реликвии устроили «помещение под балдахином». По сторонам креста стояли тумбы с резными изображениями ангелов, державших овальные щиты с надписями, в к-рых упоминались события 1694 и 1805 гг. Собор был разобран в 1929 г., крест 1694 г. находится в экспозиции Архангельского краеведческого музея.

Также в 1694 г. Петр I сделал в П. П. м. значительный денежный вклад (на строительство ограды - 200 р., на содержание братии - 60 р.), передал «красного вина и свеч довольное количество и рыбы для братского стола» и др., а также земли различного назначения. Позже царь передал обители колокол (26 пудов), отлитый в г. Любеке.

5 июня 1694 г. архиеп. Афанасий совершил в П. П. м. всенощное бдение, во время которого царь пел на клиросе и читал Апостол. После богослужения состоялось обретение мощей святых Вассиана и Ионы. Архиепископ и царь со свитой «в часовнице, идеже древле положены лежаху телеса преподобных», сняли «срубец ветхий» и обнаружили останки одного из святых (кого именно, неизвестно), после чего, «осязав главу мощей, кости и перст и учинивши надлежащее изследование», положили часть останков на прежнее место - под спуд, а др. часть - в раку (Макарий (Миролюбов). 1881. С. 8; Добровольский. 1894. № 17. С. 469). Этнограф секунд-майор П. И. Челищев (1745-1811), посетивший П. П. м. в кон. XVIII в., писал, что «кости одного преподобного» были «великим государем запечатаны» (Челищев. 2016. С. 136-137). Вероятно, вскоре после 1694 г. по инициативе имп. Петра I состоялась канонизация преподобных.

К нач. XVIII в. мощи Пертоминских чудотворцев находились в монастырской часовне (1691) «на пригоре», между Преображенским и Успенским храмами, о чем упоминается в переписной книге обители за 1703 г.: «...в часовни деисус на семи цках писан краски, к летней стене гробница преподобных отцев Васиана и Ионы, решетка древянная, сделана по столярском, покров на гробнице выбойчатой». В 1728 г. в часовне был «над гробницей образ Вассиана и Ионы в молении ко Спасу, писан краски и золотом и сребром листовым» (ГААО. Ф. 60. Оп. 1 Д. 105. С. 30-31 об.; Оп. 3. Д. 16. Л. 19 об.; см. также: Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1638. Л. 12). В описи 1778 г. отмечено, что в часовне были иконостас и гробница «с золочеными прорезными травочками раскрашеными», а на гробнице 3 покрова (Приклонский. 1927. С. XVII, 110-111, 192-193).

Покидая обитель, царь Петр I оставил в ней офицера для надзора за каменным строительством: был сооружен братский корпус (1700), «саженей на дватцать ограда и на углу башня», хозяйственные службы. В нач. XVIII в. за пределами П. П. м. располагались конный и коровий дворы, гумно с овином, ветряная мельница, кузница, кирпичный завод. В 1703 г. в П. П. м. проживали строитель и 12 старцев, в 1721 г.- строитель Елисей и 8 старцев, в 1728 г.- строитель Иосиф и 6 монахов; к 1744 г. мон-рь владел 25 крестьянами. Постепенно соляной промысел, «несмотря на мероприятия со стороны правительства, оскудел» и уже «не возрождался», флот обветшал, монастырь жил гл. обр. «выкормкой и продажей скота», а также оброками с красногорских крестьян и доходами от лавок в Архангельске (Приклонский. 1927. С. XXXIV-XXXV). В 1764 г. П. П. м. был упразднен и обращен в Преображенский приход, в к-ром служил свящ. Тит Подерин; братия переведена в Ламбасскую пуст. Пинежского у.

Указом от 4 дек. 1778 г. П. П. м. возобновлен как заштатный. В 1791 г. в нем проживал «для охранения церквей один только простой монах... да для отправления подлежащего богослужения белый священник-вдовец» (Челищев. 2016. С. 138). В 1800 г., при строителе (1792-1804) иером. Феодосии, монастырь получил во владение 4 дес. 1400 саж. пахотной земли, а также сенокосы: 2 дес. 528 саж. «в наволоке», 11 дес. 1600 саж. «при каменном ручье», 11 дес. 1242 саж. земли («в ягодном и островской») и более 2 дес. «неудобной» земли (Макарий (Миролюбов). 1881. С. 12). К кон. XVIII в. обитель также владела 4 тонями на Унском берегу, Ратоминским оз. на Лудской стороне с сенными покосами, а также 2 мукомольными мельницами, в т. ч. в Сумском посаде.

Согласно описям 1712 и 1721 гг., в монастырской б-ке имелись среди прочего печатные и рукописные книги: «Многосложный свиток» (М., 1642), Требник свт. Петра (Могилы) (К., 1646), пожалованный царем Феодором Алексеевичем, Житие прп. Сергия Радонежского и служба ему (1646/47), «Беседы на Деяния апостольские» (К., 1624), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (1647), сочинения аввы Дорофея Газского и прп. Ефрема Сирина (М., 1652), «Беседы на Евангелия» (К., 1664), «Меч Духовный» архиеп. Лазаря (Барановича) (К., 1666), Киево-Печерский патерик (К., 1680). В ризнице упоминаются «в мелких бумашках оберчены мощей святых части и подписаны», «часть плащеницы Христовы», частицы «Неопалимые Купины», «жезла Моисеева», «жезла Ааронова», власяницы прп. Антония Римлянина, ризы прп. Михаила Клопского, ризы свт. Иоанна Новгородского, мощей св. Лазаря Четверодневного и вмц. Варвары (Приклонский. 1927. С. 179-184).

При строителе иером. Рафаиле (1804-1809) на месте часовни над захоронением преподобных Вассиана и Ионы началось возведение каменной летней церкви с колокольней (1807-1814). Во время строительства иером. Рафаил обратился к Архангельскому еп. Евлампию (Введенскому) с вопросом, «как поступить в данном случае с гробницею преподобных, доселе находившеюся в часовне, которую теперь нужно разобрать». Резолюцией преосвященного от 15 июня 1807 г. повелевалось «гробницу с мощами преподобных... перенести с крестным ходом и с звоном в соборную церковь», а «на месте же, где оная гробница стояла, дабы при строении оно не было попираемо ногами, сделать досчатую клетку с крышкой и поставить на ней крест». Храм предполагалось посвятить преподобным Вассиану и Ионе, но еп. Архангельский Парфений (Петров; † 1819) повелел освятить его во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, что и было осуществлено 26 июня 1814 г., при строителе (1812-1823) иером. Лонгине (Карлине). Раку с мощами поместили в новый каменный храм. При ней находилась «серебряная под золотом лампада с хрустальным стаканом и серебряными цепочками», пожертвованная 10 июля 1858 г. архангельским мещанином М. В. Бреховым. 17 марта 1864 г. из С.-Петербурга в П. П. м. были доставлены новая массивная серебряная рака (3 пуда 20 фунтов) работы мастера Ф. Верховцева и золоченая сень на 4 столбах. Раку украшали чеканные изображения кончины преподобных и обретения их мощей; на крышке были нарисованы «краскою лики преподобных». В серебряную раку была «вложена рака первоначального положения преподобных». К кон. XIX в. раку переносили и в теплую Успенскую, и в холодную Преображенскую церкви в зависимости от проведения служб в разное время года (Добровольский. 1894. № 18. С. 493-494).

По завещанию вице-адмирала, члена Адмиралтейств-коллегии А. А. Сарычева (1760-1827), 21 июня 1828 г. в Зосимо-Савватиевский храм были переданы 2 хоругви из «голубой французской тафты, обшитые кругом золотою бахрамою и с золотыми кистями на концах» с изображениями образа Божией Матери «Знамение» на одной и преподобных Зосимы и Савватия и Пертоминских чудотворцев - на другой (Там же. С. 501-502).

«В голодном» 1837 г., при строителе иером. Иезекииле (1835-1840), мон-рь помогал поморам, «которые приходили сюда (даже из-за 35 верст, как из Сюзьмы), чтобы принять ломоть хлеба и отнести его к страдающей семье» (Максимов. 1864. С. 44-45). В 1861 г., при игум. Аполлонии, по просьбе братии в П. П. м. ввели общежительный устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В янв. 1868 г. П. П. м. возглавил архим. Кирилл (Доброленский; † 1915), оставивший воспоминания о мон-ре. Прежде он подвизался в Киеве, Волынской и Смоленской губерниях, и, отправившись к новому месту служения, «ни в адрес-календаре, ни в святцах» не мог отыскать даже названия того мон-ря, в к-рый был назначен настоятелем. Согласно его свидетельству, в голодную зиму 1867/68 г. монахи кормили всех нуждавшихся, приходивших в обитель за пропитанием (Кирилл (Доброленский). 1888. № 1. С. 64, 67).

21 окт. 1893 г. настоятель иером. (с 1894 игумен) Полиевкт (Кочерин; 1821-1906) ходатайствовал перед еп. Архангельским Никанором (Каменским) о разрешении возвести часовню на том месте, где царь Петр I со свитой высадился на берег. В 1894 г. на пожертвования мещанина Нёнокского посада И. Н. Логинова на берегу Унской губы (на том месте, где стоял т. н. Петровский крест) была построена и 12 июня 1894 г. еп. Никанором освящена деревянная холодная на каменном фундаменте ц. в честь Воздвижения Креста Господня. В ее иконостас справа, «где подобает быть храмовой иконе», поместили точную копию креста 1694 г., перенесенного в кафедральный собор Архангельска. Также в церкви хранился др. небольшой деревянный крест, поставленный в 1791 г. путешественником Челищевым на месте первоначального Петровского креста (Челищев. 2016. С. 137). Ежегодно 5 июня, 14 сент. и 17 окт. в память о спасении царской семьи при крушении поезда на ст. Борки 17 окт. 1888 г. к Крестовоздвиженскому храму из П. П. м. совершались крестные ходы.

К нач. XX в. в мон-ре находились деревянный Преображенский храм с приделом вмч. Феодора Стратилата (1684; в 1861 и в 90-х гг. XIX в. отремонтирован), 5-главый 3-этажный теплый каменный Успенский собор (1692; неоднократно ремонтировался; в трапезной в 1899 освящена теплая придельная ц. преподобных Вассиана и Ионы) с примыкавшим 2-этажным корпусом (кон. XIX в.), каменная Зосимо-Савватиевская ц. с колокольней (1814), каменный корпус (1700; в 1861 надстроен 2-й этаж), деревянные 2-этажный корпус (1865), гостиница с 5 комнатами (1869), каменные колокольня и ограда с угловыми башнями (1903-1910; архит. Н. Ермолин). За оградой располагались больница (1905-1905), конный и скотный дворы, смоляной и кирпичный заводы, хозяйственные службы. В 1897-1898 гг. на берегу были устроены Петровская спасательная станция и пристань. В Сумском посаде имелась водяная мукомольная мельница. На подворье в Архангельске стоял 2-этажный дом со службами. Согласно отчету 1893 г., мон-рь владел 31 дес. 1980 саж. земли, в т. ч. 4 дес. 1400 саж. пахотной и 25 дес. 970 саж. сенокосной (Пертоминский мон-рь. 1899. № 12. С. 311). Братия содержала школу грамоты в дер. Красногорской. Проживавший при мон-ре фельдшер помогал жителям окрестных сел и деревень; крестьяне «с каждым семейным горем обращались к настоятелю. Падет у мужичка единственная лошадь или корова - дает ему монастырскую лошадь, или корову, или же даст денег на покупку» (Чирков. 1917. № 1. С. 13).

В 1895 г. в П. П. м. из Архангельска была доставлена икона Божией Матери «Скоропослушница» (точный список с образа, хранившегося в мон-ре Дохиар), написанная по просьбе игум. Полиевкта в афонском Андреевском скиту. Эту икону поместили в придельный храм преподобных Вассиана и Ионы; по понедельникам перед ней читали акафист, монахи фиксировали случаи исцелений (Легатов. О св. иконе. 1908. С. 767-768). Также обитель заказывала иконы и литографированные изображения преподобных Вассиана и Ионы для благословения богомольцев и вкладчиков. Среди благотворителей мон-ря известны еп. Евлогий (Георгиевский), графини А. А. Орлова-Чесменская и С. С. Игнатьева (1851-1944), кн. Б. С. Щербатов (1837-1921), шталмейстер Высочайшего двора П. В. Родзянко (1854-1932) и др. (Мон-ри Архангельского Севера. 2017. С. 120).

В 1918 г. в П. П. м. проживали 20 чел. Архим. Вадим (Смирнов), избранный настоятелем 5 дек. 1915 г., ранее служил в Корельском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре, а до 1903 г. являлся корабельным священником на броненосце «Адмирал Ушаков». В нояб. 1918 г. в П. П. м. перешли нек-рые насельники Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря, подвергшегося нападению крестьян и красноармейцев, в т. ч. иером. Валентин, оставивший воспоминания об этих событиях (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1269, 1309, 1312), и иером. Анатолий. В 1920 г. по решению Архангельского уездного исполнительного комитета П. П. м. был закрыт, братия изгнана, некоторые насельники вывезены на Соловки, подверглись репрессиям. Заведовавший монастырской б-кой иеродиак. Аристарх (Мухин; 1859 - после 1937) проживал в дер. Яреньге Приморского р-на, 23 окт. 1937 г. по постановлению Особой тройки при УНКВД был заключен в ИТЛ на 10 лет. Последний настоятель, архим. Вадим, скончался ок. 1927 г. и был погребен в Архангельске, близ собора прор. Илии, в котором служил последние годы.

В мае 1920 г. П. П. м. посетила особая комиссия Архангельского губчека, в ходе инспекции выяснилось, что для Губсовнархоза значительный интерес представляют сельскохозяйственные угодья мон-ря и его промыслы. Вскоре на территории обители организовали при Архгубчека совхоз Пертоминский. Расположение мон-ря в «одной из лучших местностей Беломорского побережья» и «здоровый местный климат» способствовали организации при совхозе детской трудовой колонии на 200 «дефективных детей со всей Архангельской губернии» (Ефременко Л. Пертоминский мон-рь // Изв. Архгубчека. 1920. № 63). Также в 1921-1923 гг. на территории П. П. м. располагался ИТЛ, в который наряду с уголовниками ссылали членов т. н. противосоветских партий: эсеров, меньшевиков, анархистов. К нач. 1922 г. в неотапливаемых монастырских корпусах содержалось более 120 чел. К июлю 1923 г. лагерь был ликвидирован, часть заключенных переведена на Соловецкие о-ва, часть - расстреляна на берегу Варакатского оз. В 1929 г.- 30-х гг. XX в. помещения мон-ря служили пересылочным пунктом для депортированных кулаков из юж. районов страны и этнических немцев из Крыма (см. подробнее: Пертоминск. 2018. С. 27-35). В 1925 г. в бывш. обители была организована коммуна «Красное поле», члены к-рой пользовались монастырским имуществом. В том же году колокола и утварь из металла (155 пудов 23 фунта) отправлены в Архангельск. В нач. 30-х гг. ХХ в. все церкви П. П. м. были разобраны.

В апр. 1920 г. Архангельский губ. отдел юстиции на запрос Наркомата сообщал, что мощи Пертоминских чудотворцев пребывают «нетронутыми» (Феофил (Волик). 2009/2010. С. 25-27). 17 сент. 1922 г. комиссия из представителей архангельских губисполкома, губрабкрина, губчека, профсовета, губздравотдела, губотдела просвещения и губкома РКП(б) в присутствии свящ. Александра Нечаева († 1942) и еще 2 священников, направленных еп. Архангельским сщмч. Антонием (Быстровым), вскрыла раку с мощами. Сохранился акт вскрытия: «Рака деревянная в серебряной чеканной оправе... На верху раки покров. На крышке изображения Вассиана и Ионы. Рака накрест освязана проволокой и в концах ее оплетения была наложена сургучная печать». «В середине большого ящика» члены комиссии обнаружили «маленький ящик», в котором находились «большеберцовая кость, теменная кость и поясничный позвонок» (ГААО. Ф. Р-5045. Оп. 1. Д. 3. Л. 98-99). Считается, что частица мощей, чудом сохраненная неким иером. Иннокентием, с 60-х гг. XX в. пребывает в Покровском храме дер. Аксёново Кирилловского р-на Вологодской обл.

Уцелевшие документы из монастырского архива и книги из б-ки в 1926 г. были вывезены на Соловки и изучены членом Соловецкого общества краеведения А. П. Приклонским (1882-1937) (Приклонский. 1927). К 2019 г. документы архива находятся в Государственном музее истории религии (РГАДА (Ф. 1459) и ГААО. (Ф. 60)).

Ансамбль П. П. м. в 1998 г. был взят под гос. охрану в категории памятников истории и культуры Архангельской обл. регионального значения. Сохранились 4 угловые башни ограды (нач. XX в.) и 2 двухэтажных корпуса. В одном из корпусов (1700, 1861) с 1929 г. находились квартиры служащих детского дома. В юж. башне, соединенной с хозяйственным зданием, с 1929 г. устроены изолятор, аптека и квартира фельдшера, затем в ней располагалось почтовое отд-ние. В зап. башне (1903) находился магазин, в сев. башне (1904) - пекарня и жилые помещения, в вост. башне - сберкасса и райздравотдел.

27 сент. 2017 г. на территории П. П. м. установлен 6-метровый поклонный крест. К 2019 г. в одной из монастырских башен устроена часовня в честь Преображения Господня, приписанная к ц. апостолов Петра и Павла в дер. Лопшеньга Приморского р-на Архангельской обл. Настоятель этого храма прот. Владимир Новиков окормляет пертоминскую общину.

Ист.: О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича… из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу... М., 1783; [Акты о возобновлении Пертоминской Преображенской пуст.] // ДАИ. 1867. Т. 10. № 71. С. 300-311; Описание о российских святых. С. 161; Кирилл (Доброленский), архим. Восп. о голоде на севере России в 1868 г. // РС. 1888. Т. 57. № 1. С. 63-86; № 2. С. 409-432; Приклонский А. П. Пертоминский архив: Описание рукописей Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря, хранящихся в Музее Соловецкого об-ва краеведения, XVII-XVIII вв. Соловки, 1927; Седачева Е. В. «Остаюсь ваш с молитвами»: Из переписки настоятелей Соловецкого и Пертоминского мон-рей // Соловецкое море: Ист.-лит. альм. Архангельск; М., 2011. Вып. 10. С. 164-166; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г. М., 2016.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря // ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря // Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 17. С. 462-474; № 18. С. 492-507; № 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь // Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов // Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь // Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. № 10/11. С. 269-286; № 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.) // Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. № 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ. // Там же. 1908. Ч. неофиц. № 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии // Там же. № 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе // Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса // Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. № 24. С. 503-505; 1917. № 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник // 6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских // СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря // История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г. // Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. № 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: ХIV-ХХI вв.: Сб. ист. очерков / Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря // Отеч. арх. 2018. № 4. С. 44-51.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также